О дисциплине.
Необходимое вступление.
Взаимосвязь между любовью и дисциплиной:
Обычно в уме у родителя любовь отделена от дисциплины, как будто
это два совершенно независимых явления. Эти родители считают, что
дисциплина означает наказание (для некоторых-порка).
Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине
- дать ему почувствовать, что его любят: вот главная и наиболее
важная часть хорошей дисциплины. Если ребенок не чувствует, что
родители стоят за него горой, то ему в самом деле трудно
отождествить себя с ними и с их ценностями. Если нет сильной,
здоровой связи с родителями, ребенок реагирует на диктат
родителей с гневом, враждебностью, обидой. Он рассматривает каждую
просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно
учится сопротивляться. В самых тяжелых случаях он воспринимает
их с отвращением, все делает назло, прямо наооборот.
Только здоровые, основанные на безусловной любви отношения
родителей и детей могут помочь преодолеть все жизненные кризисы.
Еще один важный аспект соотвествующей любви - умение внимательно
и сосредоточенно слушать ребенка.Когда ребенок уверен,что вы
осознаете его чувства,мысли, желания, он гораздо охотнее будет
реагировать на ваши дисциплинарные требования.Ничто в такой
степени не озлобляет ребенка ,если он не чувствует, что родители
понимают его позицию.Это не означает,что вы поддаетесь на
капризы ребенка, это означает,что вы должны полностью сосредо-
чится на общении с ним в этот момент, чтобы у него не появилось
ощущение что вы просто настаиваете на своем,используя свой
авторитет, и пренебрегаете его мыслями и чувствами.
Что такое дисциплина?
В области воспитания детей дисциплина - это тренировка ума и
характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть
собой, достойным и конструктивным членом общества.
Сюда входят : достойный пример взрослых,словесные и письменные
инструкции,просьбы, обучение, обеспечение ребенку самому возможности
учиться и набираться различного опыта, в том числе умения
отдыхать.Наказание тоже есть в этом списке, но это только один
из многих способов обеспечения дисциплины, причем наиболее
отрицательный и примитивный.
Пути бесконфликтной дисциплины.
Для некоторых родителей м.б. будет неожиданным один "секрет":
дети ждут , что родители создадут порядок и зададут им
определенные правила поведения.Это делает детскую жизнь понятной
и предсказуемой, создает чувство безопасности.Дети интуитивно
чувствуют, что за родительскими "нельзя" скрыта забота о них.
Почему же дети нарушают порядок и правила?
Часто дети восстают не против самих правил,а против способов
их "внедрения".Само слово указывает на силовые методы.Кроме того,
психологи
выделили
4 основных причины серь╠зных нарушений поведения детей.
Правила бесконфликтной дисциплины.
1.Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно д.б.
в жизни каждого ребенка.
Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно
меньше огорчать детей и избегать конфликтов с нимию.В результате
они идут на поводу у собственного ребенка.Это попустительский
стиль воспитания.
2.Правил, ограничений, требований, запретов, не д.б. слишком
много, и они д.б. гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в
духе "закручивания гаек ", авторитарного стиля общения.
3.Родительские установки не должны вступать в явное противоричие
с важнейшими потребностями ребенка.
Родителям часто досаждает "чрезмерная" активность детей :
почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, все
хватать, открывать, разбирать? Ответ прост:все это и многое
другое - проявления естественных и очень важных для развития
детей потребностей в движении, познании, упражнении.Запрещать
подобные действия , все равно , что пытаться перегородить
полноводную реку.Лучше позаботиться о том , чтобы направить
ее течение в удобное и безопасное русло.Исследовать лужи можно,
но только в высоких сапогах, играть в мяч - не в помещении и
подальше от окон, бросать камни в цель, если организовать все
так , чтобы никто при этом не пострадал.Другой пример относится
к школьному возрасту.Начиная лет с 10 - 11 ребятам особенно
важно общаться со сверстниками, мнение которых они уважают
больше, чем взрослых.Ребята часто перестают слушаться родителей,
и последствия этого могут быть опасными.Чтобы избежать
осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах
"не дружить", "не ходить", "не участвовать".Нужно быть уверенным,
что ребенок не воспринимает их как угрозу его статуса в группе
ребят.Если родители в это время войдут в затяжной конфликт с
ребенком, то согласия со своим мнением они не достигнут, а
контакт и доверие могут потерять.Что же делать родителям?
Самое главное - быть носителями и проводниками общих и
непроходящих ценностей:честности, трудолюбия, уважения к личности
другого.Многие из таких ценностей взрослый может обсуждать с
ребенком и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это дар,
который ищет и надеется получить ребенок.
4.Правила, ограничения, требования д.б. согласованы взрослыми
между собой.
Бывает, что мама говорит одно, папа - другое.Ребенок начинает
настаивать на своем, "раскалывая" ряды взрослых.Отношения между
взрослыми членами семьи лучше от этого не становятся.Даже если
один родитель не согласен с мнением другого, лучше в эту минуту
промолчать, а потом , уже без ребенка , обсудить разногласие и
придти к общему мнению.Надо помнить, что дети постоянно
испытывают наши требования "на прочность", и принимают только то,
что не поддается расшатыванию.В противном случае предпочитают
настаивать, ныть, вымогать.
5.Тон, которым сообщено требование и запрет, д.б. дружественным,
разъяснительным, а не повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден,тем более если
произнести это сердитым или властным тоном.На вопрос:"Почему
нельзя?" не стоит отвечать:"Потому, что я так сказал","Нельзя и
все!"Нужно коротко пояснить:"Уже поздно","Это опасно".Объяснение
д.б. коротким и произнесено один раз.Предложение, в котором вы
говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.Лучше
сказать :"Спичками не играют!" вместо "Не смей играть спичками!",
"Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули", вместо
"Перестань мучить кошку!"
6.О наказаниях.
От недоразумений никто не застахован и настанет момент, когда
вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение ребенка.
Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать
ему плохое.
Вот примеры:в семье заведено, что мама по выходным печет пирог,
или все вместе идут на прогулку или в кино.Дети ценят подобные
традиции.Когда родитель уделяет им специальное внимание, и с ним
интересно, это для них праздник.Однако, если ребенок не
послушался , совершил проступок, то "праздник" нужно отменить.
Это ощутимое наказание, но не оскорбительное.А что бывает, когда
родителю всегда "некогда", все воспитание состоит в требованиях,
замечаниях,и наказаниях в "минус?"Тогда добиться дисциплины
будет намного труднее.Но главное - опасность потерять контакт с
ребенком : взаимное недовольство будет накапливаться и
разъединять.Поэтому нужно иметь запас больших и малых
праздников,занятий и совместных дел.Сделайте их регулярными ,
чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно,если
он не совершит чего-нибудь плохого.Но не угрожайте их отменой по
мелочам.
Вернуться на главную страницу